1. Обновление государственных стандартов
В рамках данного
вопроса предлагается проанализировать три группы требований стандартов нового
поколения:
-
к
результатам образования (не только знания, но и умения их применять, в
том числе и в нестандартной ситуации, компетентности, связанные с задачей
опережающего развития, учет специфики возрастного развития школьников,
использование передовых достижений отечественной психолого-педагогической
науки, а также инновационного опыта образовательных учреждений и
педагогов-победителей конкурсного отбора в рамках реализации приоритетного
национального проекта «Образование» и др.);
Требования к
результатам освоения основных общеобразовательных программ представляют собой
описание совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения,
определяемых личностными, семейными, общественными государственными
потребностями к результатам освоения основных общеобразовательных программ.
Требования к
результатам освоения основных общеобразовательных программ задают критерии
оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на каждой ступени
школьного образования.
К
личностным
(ценностным)
результатам
обучающихся относятся ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их
индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности,
социальные чувства, личностные качества.
К
метапредметным
(компетентностным)
результатам
обучающихся относятся освоенные учащимися универсальные способы деятельности,
применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных
ситуациях.
К
предметным
результатам
относятся усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения,
навыки и специальные компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные
установки, специфичные для изучаемой области знаний.
Поэтому если
раньше под образовательными результатами мы имели в виду только то, что связано
с предметными результатами, то теперь мы имеем дело с операциональными,
личностными результатами, определяющими мотивацию, направленность деятельности
человека.
-
к структуре
образовательных программ (соотношение обязательной части школьной программы
и части, формируемой участниками образовательного процесса, занятия по
выбору учащихся, внеаудиторная занятость учащихся и т. п.);
-
к условиям
реализации
образовательных программ (кадровые, финансовые, материально-технические и
другие условия, обеспечивающие достижение требуемых образовательных
результатов с учетом необходимости сохранения и укрепления здоровья
учащихся).
Одним из важных
условий внедрения новых образовательных стандартов является обеспечение
эффективной обратной связи через оценку качества образования. Поэтому
целесообразно обсудить различные модели оценки качества образования при переходе
с одной школьной ступени на другую, инновационные механизмы и методики
оценивания, сопоставить результаты оценки качества образования в муниципалитете
с областными показателями.
2. Система поддержки талантливых детей.
Развитие сети
образовательных учреждений круглосуточного пребывания, очно-заочных школ для
старшеклассников, специализированных школ и интернатов для детей, одаренных в
какой-либо сфере деятельности. Распространение имеющегося опыта деятельности
подобных учреждений. Создание системы учета детей, проявивших свои таланты в
различных областях деятельности. Мероприятия, поддерживающие сформировавшийся
потенциал одаренности. Расширение системы олимпиад и конкурсов школьников,
различного рода ученических конференций и семинаров, слетов, летних и зимних
школ и др.
3. Развитие учительского потенциала.
Система моральных
и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного
повышения их квалификации, а также для пополнения школ новым поколением
учителей, в том числе не обязательно с педагогическим образованием, любящих и
умеющих работать с детьми. Развитие и дополнение существующих конкурсов в сфере
образования («Учитель года России», «Лучшие школы России», «Сердце отдаю детям»,
конкурсный отбор лучших учителей в рамках ПНПО и др.) на муниципальном и
региональном уровнях. Создание механизма внедрения новых систем оплаты труда
педагогов. Распространение инновационного опыта в системе подготовки,
переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Широкое
использование информационно-коммуникационных технологий. Практика сетевого
взаимодействия, направленная на обновление содержания образования и взаимную
методическую поддержку. Прохождение учителями, имеющими базовое непедагогическое
образование, психолого-педагогической подготовки, освоение ими новых
образовательных технологий. Новая модель аттестации педагогических и
управленческих кадров, предполагающая обязательное периодическое подтверждение
уровня квалификации. Обновление квалификационных требований и квалификационных
характеристик учителей на основе профессиональных педагогических
компетентностей. Поддержка педагогов, завершающих педагогическую деятельность в
связи с выходом на пенсию: увеличение пенсионного обеспечения, привлечение к
работе в качестве воспитателей, организаторов самостоятельной и внеклассной
работы, консультантов для молодых учителей и учащихся.
4. Современная школьная инфраструктура.
Обновление
документов, регламентирующих образовательную деятельность (нормы
проектирования строительства школьных зданий и сооружений, санитарные правила
и нормативы питания, требования к организации медицинского обслуживания учащихся
и требования к обеспечению школьной безопасности и др.). Эффективные механизмы
организации подвоза учащихся, включая совершенствование транспортных средств,
повышение их безопасности. Создание адаптивной безбарьерной среды, позволяющей
обеспечить полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов. Расширение самостоятельности образовательных учреждений,
переход в новые организационно-правовые формы деятельности образовательных
учреждений. Внедрение нормативного подушевого финансирования. Развитие
взаимодействия образовательных учреждений с организациями всей социальной сферы.
Модели деятельности школ ступеней обучения, обеспечивающих специфику организации
образовательного процесса для младших школьников, подростков и старших
школьников.
5. Здоровье школьников.
Использование
здоровьесохраняющих (здоровьесберегающих) технологий, качественная организация
сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных
занятий школьников, своевременная диспансеризация, реализация профилактических
программ, организация внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение с детьми
вопросов здорового образа жизни, практика индивидуального обучения, изучение
предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки. Разработка программам
развития здоровья школьников.
|