Сегодня в номере:
1. Итоги
областного этапа конкурса «Учитель года России - 2009»
2. Методы
учебной деятельности
3. Экзамен
без стресса
4. Всероссийский день библиотек
|
|
Итоги областного этапа конкурса
«Учитель года России - 2009»
С 13 по 17
апреля в г. Рязани прошел региональный этап конкурса «Учитель России - 2009». В
конкурсе приняло участие 23 педагога Рязани и Рязанской области.
Рыбновский
муниципальный район представлял учитель
истории и обществознания Рыбновской средней общеобразовательной школы № 1
Степанчук Татьяна Анатольевна.
Ею была представлена
технология работы по теме «Формирование гражданской позиции и правовой культуры
учащихся средствами уроков обществознания и права», дан урок в 11 классе на
тему: «Какие политики нужны современной России?», успешно пройдены конкурсные
задания: самопрезентация, самоанализ урока, мастер-класс, публичная лекция,
диспут.
Татьяна
Анатольевна продемонстрировала профессиональное мастерство, умение владеть
аудиторией.
Степанчук Т.А.
стала лауреатом областного этапа конкурса «Учитель года России - 2009» заняв
второе место.
Поздравляем Степанчук Татьяну Анатольевну!
Желаем творческих успехов!
Методы учебной деятельности
С 15 апреля по 30
июня начался период подачи заявлений на I
квалификационную
категорию педагогических и руководящих работников. Целью аттестации является
определение соответствия уровня профессиональной компетенции педагогических и
руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении им
квалификационных категорий.
Одновременно
сообщаем, что при аттестации педагогических и руководящих работников
государственных и муниципальных образовательных учреждений от второго направления аттестации – экспертной оценки результатов
практической деятельности претендента
освобождаются:
1)
педагогические и руководящие работники, награжденные:
а)
государственными наградами (орденами и медалями, полученными за педагогическую
деятельность (кроме медали «Ветеран труда»);
б) отраслевыми
наградами «Почетный работник», «Отличник» по профилю выполняемой работы;
2) лица, имеющие
почетное звание «Заслуженный», «Народный» по профилю выполняемой работы;
3) лица, имеющие
ученые степени;
4) победитель и
лауреаты областного (районного) этапа конкурса «Учитель года России»
(соответственно для высшей (первой) категории);
5) работники
образования – победители конкурса лучших учителей в рамках реализации
приоритетного национального проекта «Образование».
Одним
из затруднений, с которыми сталкиваются педагоги - описание их практического опыта, а именно, нехватка теоретических знаний для того, чтобы доступно и понятно
изложить на бумаге то, что так логично и дидактически грамотно они делают на уроках. Помимо переосмысления своей профессиональной деятельности
им необходимо осознать, каким арсеналом педагогических
средств они владеют, когда и почему
применяют те или иные методы, приемы, технологии, иными словами, ответить на вопрос: «За счет чего достигается качество их работы?»
В рамках данной статьи мы хотели бы напомнить учителям некоторые основы теоретических знаний, которые могут быть им полезны для описания их педагогического
опыта, написания методических разработок, статей и т.п.
Учитель всегда был центральной фигурой в образовании. Без активного участия учителя в образовании не могут
происходить необходимые изменения. Время и усилия, которые требуются, чтобы новые идеи и
новые способы образования вошли в практику,
значительно зависят от готовности и способности учителей, воспитателей изменять
свою деятельность.
Трудно не согласиться с B.C.
Лазаревым: «Профессиональная деятельность учителя неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы. Такая деятельность неполноценна не только потому, что в ней не используются
объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, но и потому, что она не способствует развитию личности
самого педагога».
Исследованию деятельности посвящены многие работы отечественных и зарубежных психологов. А.Н. Леонтьев разработал психологическую теорию деятельности, в последующем развитую другими психологами. Всякая
деятельность реализуется через действия,
которые являются основными
образующими деятельности. Если из
деятельности мысленно вычесть осуществляющие ее действия, то самой деятельности не будет. Действие - это процесс,
подчиненный достижению определенного результата, существующего в форме цели.
Помимо цели, задающей то, что должно быть сделано, действию соответствуют и определенные способы его выполнения.
Способы выполнения действия А.Н. Леонтьев
называет операциями.
СПОСОБЫ = ОПЕРАЦИИ
Если цель состоит в том, чтобы добраться до пункта А, то сделать это можно разными способами. Выбор операции определяется существующими условиями. Если у вас есть автомобиль и есть дорога, ведущая в пункт А, по которой можно проехать, то это одни условия, а если автомобиля или дороги нет, то другие, и цель будет достигаться разными способами (операциями). При изменении условий цель остается, но способы ее достижения меняются.
Обратимся
к образовательным стандартам. В статье «О
школьных стандартах второго поколения»
член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук А.А. Кузнецов пишет:
«Первым отличием школьных стандартов
нового поколения является их ориентация
на достижение не только предметных образовательных результатов, но и, прежде
всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах
дальнейшего образования».
Для того чтобы ученик овладел универсальными способами
учебной деятельности, учитель в полной мере должен владеть
методикой обучения любому методу.
Разработка методики обучения любому методу состоит:
1.в выделении
содержания метода;
2.в подборе материалов для
применения метода;
3.в разработке таких способов преподавания, которые позволили бы учащимся усвоить это содержание.
Как известно, движущей силой процесса обучения являются противоречия, которые можно разделить на три
большие группы: противоречия учения,
противоречия преподавания и противоречия обучения.
Если противоречия выступают движущей силой обучения, то
должны быть и средства их разрешения. Этими
средствами могут быть дидактические методы, в основе
которых лежит современная теория развивающего обучения, построенная с учетом
принципа проблемности, детерминирующего структуру
учения школьника и обуславливающего творческий уровень его мыслительной
деятельности. Речь идет о том, что
непосредственной основой методов обучения не может быть какая-либо
психологическая концепция усвоения. Выбор методов определяется педагогической
теорией учения, которая всегда задается
общественно значимыми целями и
содержанием образования и учитывает
положения и принципы дидактики, включает систему приемов воспитательного
воздействия на ученика.
Что
значит исследовать природу методов обучения?
Это значит раскрыть закономерности организации учителем процесса
обучения и ответить на вопрос: «Как наиболее рационально передавать молодому
поколению социальный опыт общества?»
Необходимо отметить зависимость метода обучения от ряда моментов, а
именно:
а) от цели обучения;
б) от содержания обучения;
в) от логики преподавания и учения;
г) от психологии учения;
д) от исходных
условий, в том числе и от особенностей социальной среды.
Особенно важной представляется связь метода с целью и средством ее достижения, именно в этом, на наш взгляд, кроется ключ к разгадке сущности любого метода как способа деятельности.
Соответственно, метод - это осознанно применяемый способ
(средство) достижения цели, которой он
определяется. Если способ адекватен поставленной цели, т.е.
обеспечивает наиболее короткий, экономичный и
эффективный путь к цели, то его реализация обязательно должна приводить к достижению цели. Если же метод цели не адекватен, то ее достижение - дело
случайное, дело интуиции учителя,
результат проб и ошибок.
Ни
определение, ни классификация методов в
обучении не могут считаться научно обоснованными, если при этом не учитываются существенные признаки метода.
Во-первых, метод -
осознанная система действий, порядок и
последовательность которых определяются самим субъектом деятельности.
Во-вторых, метод
соответствует цели, т.е. он всегда целесообразен и характеризуется плановостью и реализацией определенного способа деятельности.
В-третьих, метод имеет свое предметное содержание, он включает в себя инструмент, средство (знания, способы деятельности), необходимое человеку для
достижения цели.
В-четвертых, метод всегда избирается действующим лицом, поскольку не может быть деятельности без субъекта и, следовательно, метода, не соотносимого с
определенной деятельностью этого субъекта.
Есть основание считать, что дидактический метод - это система педагогических правил и регулятивных принципов диалектически взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности учителя и учащихся, применяемая для решения определенного круга задач и приводящая к достижению заданной дидактической
цели.
Основные требования к общему методу обучения, который
должен быть:
а)
способом организации процесса обучения (изложение
учебного материала, обеспечение технического оснащения и т.п.);
б) сочетанием бинарных методов (преподавания и учения) и организационных приемов;
в) средством разрешения основного противоречия
процесса обучения;
г) видом деятельности учителя и источником информации
для учащихся (рассказ, беседа, лекция, показ образца действия и т.п.);
д) средством
воспитательного воздействия на коллектив и отдельных учащихся, способом разрешения противоречий процесса
воспитания;
е) способом мотивации учебно-познавательной деятельности
школьников.
Операционный
аспект обучения состоит в организации взрослыми учебно-познавательной деятельности
учащихся в целях усвоения ими содержания образования. Соответственно, главными
признаками любого метода обучения являются:
1) направленность на усвоение определенного
элемента содержания образования в его конкретном воплощении;
2) характер учебно-познавательной
деятельности, зависящий от способа усвоения этого элемента содержания
образования;
3) совместный коллективный характер деятельности
обучающих и обучаемых.
Иными
словами, методы обучения характеризуют три признака:
1) цель,
2) способ организуемого им усвоения,
3) характер взаимодействия субъектов
обучения. Каждый метод в системе методов обучения должен специфически отражать
эти признаки.
Метод
обучения является системой последовательного взаимодействия обучающих и
обучаемых, направленного на организацию усвоения содержания образования. Это
определение содержит все три признака метода обучения. На его основе может
быть построена модель обучения.
Модель - образец
(устройство), воспроизводящий (имитирующий) строение и (или) действие некоторого
объекта, процесса или их частей.
Модель
формирования понятийного аппарата предлагается в инструментальном значении как
обозначение схемы или плана действий преподавателя при
осуществлении учебного процесса. Ее основу составляет преобладающая деятельность
учащихся, организатором которой выступает педагог.
Модель
эта представляет систему следующих взаимосвязанных элементов:
1)
цель
учителя;
2)
деятельность
преподавания с присущими ему средствами механизм
изменения личности;
3) результат обучения;
Целевые ориентации
модели
Дидактические. Создание таких
педагогических условий, которые бы обеспечили учащимся: а) усвоение способов самостоятельной деятельности; б) усиление роли методологических знаний; в) развитие познавательных и творческих способностей; г) передачу не только ЗУНов, но и, что наиболее важно, способов
умственных действий.
Воспитывающие: а)
самостоятельность, б) коммуникативные свойства личности;
в) умение планировать и анализировать свою деятельность и ее результат.
Развивающие: а) мышление (умение
выполнять логические операции), память, речь; б) умение выполнять целеполагание, находить оптимальные пути решения задач, видеть проблемные ситуации и др.
Эту
модель можно отнести к поисковому типу инновационных моделей, которые
преобразуют традиционное обучение на основе продуктивной деятельности учащихся.
Данная модель включает создание особого пространства учебной деятельности, содержащего элементы деятельностного, личностно ориентированного,
проблемно-поискового, коммуникативного, рефлексивного
и ряда других подходов к организации обучения, которые обеспечивают
ученику комфортное самочувствие и условия
для самореализации и развития.
(
по материалам научно-методического
журнала «Методист», автор Пономарева Е. К., к.п.н., доцент АПК и ППРО)
Экзамен без стресса
Методические рекомендации классному руководителю по
работе со старшеклассниками
Понятие «стресс» прочно вошло в нашу жизнь. Традиционно под
стрессом понимается состояние психического напряжения, которое возникает у
человека в процессе его деятельности, в основном в экстремально сложных
условиях. Есть и такое определение, данное
психологами: «Стресс — негативные чувства и представления, которые
возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с
требованиями ситуации».
Исследования
показывают, что экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди многих
причин, вызывающих психическое напряжение у школьников. А с введением Единого
государственного экзамена (ЕГЭ) ситуация только усугубилась. И для этого
существует целый ряд причин:
1.Экзамен
— это своеобразная критическая ситуация, которая определяет положение
обучающегося в школе и его дальнейшую судьбу.
2.Подготовка
к экзамену связана с большим напряжением организма: интенсивная умственная деятельность,
повышенная статическая нагрузка, обусловленная длительной вынужденной позой,
крайнее ограничение двигательной активности, нарушение режима отдыха и сна,
эмоциональные переживания;
3.Школьник
и в повседневной жизни нередко испытывает определенный прессинг,
психологическое давление, со стороны школы и родителей («До конца урока
осталось 15 минут, после звонка работы не принимаю!», «Смотри, не подведи
нас!» или «Мы в твои годы...»), а в период сдачи экзаменов это давление только
усиливается. Стремясь соответствовать ожиданиям взрослых, школьник находится в
постоянном опасении оказаться неуспешным.
4.Отсутствие
на ЕГЭ знакомых педагогов, поддержки и привычности ситуации, ощущение
одиночества и незащищенности только усиливают стрессовое состояние выпускника,
обусловленное самой ситуацией экзамена. Изменить
предэкзаменационную и экзаменационную ситуацию невозможно (уменьшить
интенсивность подготовки, изменить процедуру проведения экзамена и пр.),
однако возможно воздействовать на самый важный аспект — личность выпускника. Исследования
показывают, что в большей части случаев экзаменационный стресс инициируется
самим обучающимся, так как именно он приписывает многим факторам экзаменационной
ситуации стрессогенный характер.
Педагогу следует помочь справиться с трудностями предэкзаменнационного периода,
помочь советами, определить приемы снижения стресса.
Рекомендации
старшеклассникам
1. Придерживайтесь
правила: «Не теряй времени зря». Перед началом пересмотреть весь материал,
отложить знакомый. Начать учить новый.
2. Используйте
время эффективно. Новый материал учите в работоспособную часть суток. Обычно
это утренние часы.
3.
Подготовьте
место для занятий. Интерьер повышающий интеллектуальную активность, должен быть выполнен в желтом и фиолетовом
цвете.
4.
Составьте
план занятий. Конкретный, реальный. Необходимо определить время занятий с
учетом ритмов организма.
5.
Очень
полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме.
6.
Заучиваемый
материал лучше разбить на смысловые куски. Это поможет запомнить большой объем
информации в формате образной записи.
7.
Пересказ
текста лучше делать своими словами. Так его легче запомнить. Вообще любая
аналитическая работа с текстом улучшит его запоминание.
8. Всегда
заботьтесь о своем здоровье. Хорошо питайтесь. Не забывайте о прогулках и
отдыхе.
9.
Выполняйте
упражнения, которые способствуют снятию внутреннего напряжения, усталости,
достижению расслабления.
Всероссийский
день библиотек
И я иду в библиотеку
И там сижу до
десяти.
Порядочному человеку
В
России есть куда пойти.
Дмитрий
Быков
27
мая – Общероссийский день библиотек!
Читатели,
коллеги, друзья!
День
библиотек отмечается ежегодно согласно Указу Президента РФ 27 мая, начиная с
1995 года. В этот день, в 1795 году императрица Екатерина II основала Российскую национальную библиотеку.
Это
не просто профессиональный праздник, это день пропаганды библиотек! Да, мы
знаем, что библиотекари - люди скромные,
не выставляющие свою работу напоказ. А надо привыкать быть на виду, в центре
внимания. Активнее делиться своим опытом, идеями, творческими находками!
Это
день действий библиотеки, выводящих её за привычные стены, повод показать всю
библиотеку обществу, сделать её видимой и значимой!
Общероссийский
день библиотек – это повод для действий и размышлений о своем развитии.
Библиотека
всегда рада всем своим читателям, помогает им всем, что в её силах!
Успехов,
творческой активности! Не переставайте удивляться и удивлять своих читателей,
коллег.