Пятница, 19.04.2024, 14:47
Рыбновский районный информационно- методический центр по обслуживанию работников образовательных учреждений Рыбновский районный информационно- методический центр
по обслуживанию работников образовательных учреждений
Приветствую Вас Гость
Главная Май-июнь 2009 Мой профиль ВыходРегистрацияВход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 101

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Методист

Май-июнь 2009

Управлениеобразования и молодежной политики

муниципальногообразования – Рыбновский муниципальный район




Сегодня в номере:

1. Итоги областного этапа конкурса «Учитель года России - 2009»

2. Методы учебной деятельности

3. Экзамен без стресса

4. Всероссийский день библиотек


Итоги областного этапа конкурса

«Учитель года России - 2009»

С 13 по 17 апреля в г. Рязани прошел региональный этап конкурса «Учитель России - 2009». В конкурсе приняло участие 23 педагога Рязани и Рязанской области.

Рыбновский муниципальный  район представлял учитель истории и обществознания Рыбновской средней общеобразовательной школы № 1 Степанчук Татьяна Анатольевна.

Ею была представлена технология работы по теме «Формирование гражданской позиции и правовой культуры учащихся средствами уроков обществознания и права», дан урок в 11 классе на тему: «Какие политики нужны современной России?», успешно пройдены конкурсные задания: самопрезентация, самоанализ урока, мастер-класс, публичная лекция, диспут.

Татьяна Анатольевна продемонстрировала профессиональное мастерство, умение владеть аудиторией.

Степанчук Т.А. стала лауреатом областного этапа конкурса «Учитель года России - 2009» заняв второе место.

Поздравляем Степанчук Татьяну Анатольевну!

Желаем творческих успехов!

Методы учебной деятельности

С 15 апреля по 30 июня начался период подачи заявлений на I квалификационную категорию педагогических и руководящих работников. Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетенции педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий.

Одновременно сообщаем, что при аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений от второго направления аттестации – экспертной оценки результатов практической  деятельности претендента освобождаются:

1) педагогические и руководящие работники, награжденные:

а) государственными наградами (орденами и медалями, полученными за педагогическую деятельность (кроме медали «Ветеран труда»);

б) отраслевыми наградами «Почетный работник», «Отличник» по профилю выполняемой работы;

2) лица, имеющие почетное звание «Заслуженный», «Народный» по профилю выполняемой работы;

3) лица, имеющие ученые степени;

4) победитель и лауреаты областного (районного) этапа конкурса «Учитель года России» (соответственно для высшей (первой) категории);

5) работники образования – победители конкурса лучших учителей в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование».

Одним из затруднений, с которыми сталкиваются педагоги - описание их практического опыта, а именно, нехватка теорети­ческих знаний для того, чтобы доступно и понятно изложить на бумаге то, что так логично и дидакти­чески грамотно они делают на уроках. Помимо пере­осмысления своей профессиональной деятельнос­ти им необходимо осознать, каким арсеналом педагогических средств они владеют, когда и поче­му применяют те или иные методы, приемы, техно­логии, иными словами, ответить на вопрос: «За счет чего достигается качество их работы?»

В рамках данной статьи мы хотели бы напомнить учителям некоторые основы теоретических знаний, которые могут быть им полезны для описания их педагогического опыта, написания методических разработок, статей и т.п.

Учитель всегда был центральной фигурой в об­разовании. Без активного участия учителя в обра­зовании не могут происходить необходимые изме­нения. Время и усилия, которые требуются, чтобы новые идеи и новые способы образования вошли в практику, значительно зависят от готовности и спо­собности учителей, воспитателей изменять свою деятельность.

Трудно не согласиться с B.C. Лазаревым: «Про­фессиональная деятельность учителя неполноцен­на, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы. Такая деятель­ность неполноценна не только потому, что в ней не используются объективно существующие возмож­ности для достижения более высоких результатов образования, но и потому, что она не способствует развитию личности самого педагога».

Исследованию деятельности посвящены многие работы отечественных и зарубежных психологов. А.Н. Леонтьев разработал психологическую теорию деятельности, в последующем развитую другими психологами. Всякая деятельность реализуется через дей­ствия, которые являются основными образующи­ми деятельности. Если из деятельности мысленно вычесть осуществляющие ее действия, то самой деятельности не будет. Действие - это процесс, подчиненный достижению определенного резуль­тата, существующего в форме цели.

Помимо цели, задающей то, что должно быть сделано, действию соответствуют и определенные способы его выполнения. Способы выполнения действия А.Н. Леонтьев называет операциями.

СПОСОБЫ = ОПЕРАЦИИ

Если цель состоит в том, чтобы добраться до пункта А, то сделать это можно разными способа­ми. Выбор операции определяется существующи­ми условиями. Если у вас есть автомобиль и есть дорога, ведущая в пункт А, по которой можно про­ехать, то это одни условия, а если автомобиля или дороги нет, то другие, и цель будет достигаться раз­ными способами (операциями). При изменении ус­ловий цель остается, но способы ее достижения меняются.

Обратимся к образовательным стандартам. В статье «О школьных стандартах второго поколе­ния» член-корреспондент РАО, доктор педагогиче­ских наук А.А. Кузнецов пишет: «Первым отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но и, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной дея­тельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейше­го образования».

Для того чтобы ученик овладел универсальными способами учебной деятельности, учитель в полной мере должен владеть методикой обучения любому методу.

Разработка методики обучения любому методу состоит:

1.в выделении содержания метода;

2.в подборе материалов для применения метода;

3.в разработке таких способов преподавания, которые позволили бы учащимся усвоить это содер­жание.

Как известно, движущей силой процесса обуче­ния являются противоречия, которые можно раз­делить на три большие группы: противоречия учения, противоречия преподавания и проти­воречия обучения.

Если противоречия выступают движущей силой обучения, то должны быть и средства их разреше­ния. Этими средствами могут быть дидактические методы, в основе которых лежит современная тео­рия развивающего обучения, построенная с уче­том принципа проблемности, детерминирующего структуру учения школьника и обуславливающего творческий уровень его мыслительной деятельно­сти. Речь идет о том, что непосредственной осно­вой методов обучения не может быть какая-либо психологическая концепция усвоения. Выбор методов определяется педагогической теорией учения, которая всегда задается общественно зна­чимыми целями и содержанием образования и учи­тывает положения и принципы дидактики, включа­ет систему приемов воспитательного воздействия на ученика.

Что значит исследовать природу методов обу­чения? Это значит раскрыть закономерности орга­низации учителем процесса обучения и ответить на вопрос: «Как наиболее рационально переда­вать молодому поколению социальный опыт об­щества?»

Необходимо отметить зависимость метода обу­чения от ряда моментов, а именно:

 а) от цели обу­чения;

 б) от содержания обучения;

 в) от логики преподавания и учения;

 г) от психологии учения;

 д) от исходных условий, в том числе и от особенно­стей социальной среды.

 

Особенно важной представляется связь метода с целью и средством ее достижения, именно в этом, на наш взгляд, кроется ключ к разгадке сущности любого метода как способа деятельности.

Соответственно, метод - это осознанно применяемый способ (средство) достижения цели, кото­рой он определяется. Если способ адекватен постав­ленной цели, т.е. обеспечивает наиболее короткий, экономичный и эффективный путь к цели, то его реализация обязательно должна приводить к до­стижению цели. Если же метод цели не адекватен, то ее достижение - дело случайное, дело интуиции учителя, результат проб и ошибок.

Ни определение, ни классификация методов в обучении не могут считаться научно обоснован­ными, если при этом не учитываются существенные признаки метода.

Во-первых, метод - осознанная система дей­ствий, порядок и последовательность которых оп­ределяются самим субъектом деятельности.

Во-вторых, метод соответствует цели, т.е. он всегда целесообразен и характеризуется плано­востью и реализацией определенного способа дея­тельности.

В-третьих, метод имеет свое предметное содер­жание, он включает в себя инструмент, средство (знания, способы деятельности), необходимое че­ловеку для достижения цели.

В-четвертых, метод всегда избирается действу­ющим лицом, поскольку не может быть деятельнос­ти без субъекта и, следовательно, метода, не соот­носимого с определенной деятельностью этого субъекта.

Есть основание считать, что дидактический ме­тод - это система педагогических правил и регуля­тивных принципов диалектически взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности учителя и уча­щихся, применяемая для решения определенного круга задач и приводящая к достижению заданной дидактической цели.

Основные требования к общему методу обуче­ния, который должен быть:

а) способом организации процесса обучения (изложение учебного материала, обеспечение тех­нического оснащения и т.п.);

б)      сочетанием бинарных методов (преподавания и учения) и организационных приемов;

в)      средством разрешения основного противоре­чия процесса обучения;

г)      видом деятельности учителя и источником ин­формации для учащихся (рассказ, беседа, лекция, показ образца действия и т.п.);

д)      средством воспитательного воздействия на коллектив и отдельных учащихся,  способом разрешения про­тиворечий процесса воспитания;

е)      способом мотивации учебно-познавательной деятельности школьников.

Операционный аспект обучения состоит в орга­низации взрослыми учебно-познавательной деятель­ности учащихся в целях усвоения ими содержания образования. Соответственно, главными призна­ками любого метода обучения являются:

1) направленность на усвоение определенного элемента содержания образования в его конкрет­ном воплощении;

2) характер учебно-познавательной деятельнос­ти, зависящий от способа усвоения этого элемента содержания образования;

3) совместный коллективный характер деятель­ности обучающих и обучаемых.

Иными словами, методы обучения характери­зуют три признака:

1) цель,

2) способ организуемого им усвоения,

3) характер взаимодействия субъектов обучения. Каждый метод в системе методов обучения дол­жен специфически отражать эти признаки.

Метод обучения является системой последова­тельного взаимодействия обучающих и обучаемых, направленного на организацию усвоения содержа­ния образования. Это определение содержит все три признака метода обучения. На его основе мо­жет быть построена модель обучения.

Модель - образец (устройство), воспроизводя­щий (имитирующий) строение и (или) действие не­которого объекта, процесса или их частей.

Модель формирования понятийного аппарата предлагается в инструментальном значении как обозначение схемы или плана действий препо­давателя при осуществлении учебного процесса. Ее основу составляет преобладающая деятель­ность учащихся, организатором которой выступает педагог.

Модель эта представляет систему следующих взаимосвязанных элементов:

1)   цель учителя;

2)   деятельность преподавания с присущими ему средствами механизм изменения личности;

3) результат обучения;

Целевые ориентации модели

Дидактические. Создание таких педагогических условий, которые бы обеспечили учащимся: а) ус­воение способов самостоятельной деятельности; б) усиление роли методологических знаний; в) раз­витие познавательных и творческих способностей; г) передачу не только ЗУНов, но и, что наиболее важ­но, способов умственных действий.

Воспитывающие: а) самостоятельность, б) ком­муникативные свойства личности; в) умение плани­ровать и анализировать свою деятельность и ее ре­зультат.

Развивающие: а) мышление (умение выполнять логические операции), память, речь; б) умение вы­полнять целеполагание, находить оптимальные пути решения задач, видеть проблемные ситуации и др.

Эту модель можно отнести к поисковому типу инновационных моделей, которые преобразуют традиционное обучение на основе продуктивной деятельности учащихся.

Данная модель включает создание особого про­странства учебной деятельности, содержащего эле­менты деятельностного, личностно ориентирован­ного, проблемно-поискового, коммуникативного, рефлексивного и ряда других подходов к органи­зации обучения, которые обеспечивают ученику комфортное самочувствие и условия для самореа­лизации и развития.

( по материалам научно-методического журнала «Методист», автор Пономарева Е. К., к.п.н., доцент АПК и ППРО)

Экзамен без стресса

Методические рекомендации классному руководителю по работе со старшеклассниками

Понятие «стресс» прочно вошло в нашу жизнь. Тра­диционно под стрессом понимается состояние пси­хического напряжения, которое возникает у человека в процессе его деятельности, в основном в экстре­мально сложных условиях. Есть и такое определение, данное  психологами: «Стресс — негативные чувства и представления, которые возника­ют у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями ситуации».

Исследования показывают, что экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди мно­гих причин, вызывающих психическое напряжение у школьников. А с введением Единого государственно­го экзамена (ЕГЭ) ситуация только усугубилась. И для этого существует целый ряд причин:

1.Экзамен — это своеобразная критическая ситу­ация, которая определяет положение обучающегося в школе и его дальнейшую судьбу.

2.Подготовка к экзамену связана с большим на­пряжением организма: интенсивная умственная де­ятельность, повышенная статическая нагрузка, обу­словленная длительной вынужденной позой, крайнее ограничение двигательной активности, нарушение режима отдыха и сна, эмоциональные переживания;

3.Школьник и в повседневной жизни нередко ис­пытывает определенный прессинг, психологическое давление, со стороны школы и родителей («До конца урока осталось 15 минут, после звонка работы не при­нимаю!», «Смотри, не подведи нас!» или «Мы в твои годы...»), а в период сдачи экзаменов это давление только усиливается. Стремясь соответствовать ожи­даниям взрослых, школьник находится в постоянном опасении оказаться неуспешным.

4.Отсутствие на ЕГЭ знакомых педагогов, поддерж­ки и привычности ситуации, ощущение одиночества и незащищенности только усиливают стрессовое со­стояние выпускника, обусловленное самой ситуацией экзамена.   Изменить предэкзаменационную и экзаменацион­ную ситуацию невозможно (уменьшить интенсивность подготовки, изменить процедуру проведения экзаме­на и пр.), однако возможно воздействовать на самый важный аспект — личность выпускника. Исследования показывают, что в большей части случаев экзамена­ционный стресс инициируется самим обучающимся, так как именно он приписывает многим факторам эк­заменационной ситуации  стрессогенный характер. Педагогу следует помочь справиться с трудностями предэкзаменнационного периода, помочь советами, определить приемы снижения стресса.

Рекомендации старшеклассникам

1. Придерживайтесь правила: «Не теряй времени зря». Перед началом пересмотреть весь материал, отложить знакомый. Начать учить новый.

2.    Используйте время эффективно. Новый материал учите в работоспособную часть суток. Обычно это утренние часы.

3.     Подготовьте место для занятий. Интерьер повышающий интеллектуальную активность,  должен быть выполнен в желтом и фиолетовом цвете.

4.     Составьте план занятий. Конкретный, реальный. Необходимо определить время занятий с учетом ритмов организма.

5.     Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме.

6.     Заучиваемый материал лучше разбить на смысловые куски. Это поможет запомнить большой объем информации в формате образной записи.

7.     Пересказ текста лучше делать своими словами. Так его легче запомнить. Вообще любая аналитическая работа с текстом улучшит его запоминание.

8.    Всегда заботьтесь о своем здоровье. Хорошо питайтесь. Не забывайте о прогулках и отдыхе.

9.     Выполняйте упражнения, которые способствуют снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

Всероссийский день библиотек


И я иду в библиотеку

И там сижу до десяти.

Порядочному человеку

В России есть куда пойти.

Дмитрий Быков

 

27 мая – Общероссийский день библиотек!

Читатели, коллеги, друзья!

День библиотек отмечается ежегодно согласно Указу Президента РФ 27 мая, начиная с 1995 года. В этот день, в 1795 году императрица Екатерина II основала Российскую национальную библиотеку.

Это не просто профессиональный праздник, это день пропаганды библиотек! Да, мы знаем, что библиотекари -  люди скромные, не выставляющие свою работу напоказ. А надо привыкать быть на виду, в центре внимания. Активнее делиться своим опытом, идеями, творческими находками!

Это день действий библиотеки, выводящих её за привычные стены, повод показать всю библиотеку обществу, сделать её видимой и значимой!

Общероссийский день библиотек – это повод для действий и размышлений о своем развитии.

Библиотека всегда рада всем своим читателям, помогает им всем, что в её силах!

Успехов, творческой активности! Не переставайте удивляться и удивлять своих читателей, коллег.


Погода в Рыбном
Яндекс.Погода

Поиск

Важные ссылки

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Copyright РИМЦ УО и МП Рыбновского района © 2024