ФИО учителя , место работы:
Маруков Александр Валентинович, учитель физической культуры МОУ Федякинской основной общеобразовательной школы
Наименование инновационного опыта:
Система организации физического воспитания в условиях сельской малокомплектной школы
Сущностные характеристики опыта:
Актуальность опыта состоит в том, что предложенная система работы по физическому воспитанию обеспечивает повышение уровня индивидуального здоровья, прежде всего – увеличение потенциала организма за счет формирования его резервов, развития личностных качеств для дальнейшего самоопределения и самореализации в жизни.
Основные цели:
· повысить эффективность организации физического воспитания в условиях малокомплектной сельской школы;
· дать возможность каждому ребёнку реализовать свои физический потенциал;
· формировать у учащихся потребность в здоровом образе жизни.
Система работы носит комплексный характер и состоит из трёх блоков:
· уроки физической культуры 3 раза в неделю;
· внеклассная спортивная деятельность (секции, спортивные соревнования, игры);
· внешкольная спортивная жизнь (районные, областные соревнования).
Ведущей педагогической идеей опыта является педагогика сотрудничества учителя с учеником, выпускником школы, родителем по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Реализуется она через личную заинтересованность и мастерство учителя, систему работы, носящую комплексный характер, учитывающую особенности школы, интересы учащихся.
Система работы основана на личностно - ориентированном подходе к ребёнку, учёте его индивидуальных особенностей и возможностей, выражающиеся и реализующиеся через занятия физкультурой и спортом.
Ценность данной системы работы состоит в том, что занятия физкультурой и спортом при индивидуальном подходе дают детям радость и способствуют их психофизическому развитию.
1. Более 80% уроков физической культуры проводится на свежем воздухе. Такие занятия дают положительный эффект, повышают работоспособность учащихся, несут максимальный оздоровительный и развивающий заряд.
2. Двигательная активность в течение недели составляет более 15 часов (в норме 7 - 12 часов) и складывается из следующего:
· физкультурные минутки и игры на переменах;
· уроки физической культуры;
· спортивные секции;
· дополнительные занятия по физической культуре.
Разработана авторская подпрограмма внедрения в уроки физической культуры элементов летнего и зимнего спортивного ориентирования с младших классов. Зимой в учебную программу наряду с лыжной включается конькобежная подготовка.
Школьный календарь соревнований насчитывает 38 различных видов лично - командных соревнований:
I Из них 17 включены в общешкольную Спартакиаду классов.
Результативность использования опыта для самого победителя и для других участников образовательного процесса:
Комплексная системная работа по физическому воспитанию даёт положительные результаты в области охраны и укрепления здоровья учащихся, учителей и родителей.
Рациональная организация двигательного режима, включение всех видов физкультурно-оздоровительной работы, чередование их с учебными занятиями, обеспечивают высокий уровень двигательной активности, повышают эффективность учебной работы.
При объеме двигательной активности более 15 часов в неделю у школьников наблюдаются высокие показатели умственной работоспособности, повышение адаптации к физическим нагрузкам, обеспечивается наряду с укреплением здоровья активный отдых
Спорт не только укрепляет здоровье детей, но и повышает школьную мотивацию. На уроках для каждого обеспечивается условия успеха, учащиеся чувствуют себя легко и свободно и выполняют предложенные учителем задания. Когда есть успех, есть хорошее настроение, а значит сохранено психическое здоровье.
Дети гораздо реже болеют, легче переносят различные простудные заболевания.
Пребывание детей на свежем воздухе более 80% времени закаляет организм, повышает его устойчивость к заболеваниям. В результате целесообразного сочетания учебной и внеклассной работы по физической культуре у учащихся развиваются необходимые физические качества - выносливость, сила, ловкость, быстрота, координация движений, а также морально-волевые качества - смелость, настойчивость и другие.
Формированию ценности здоровья и здорового образа жизни способствует реализация обучающих программ, проведение здоровьесберегающей работы («Дни здоровья», «Зарница», спортивные праздники, турниры и соревнования).
В сезоне 1999-2000 г.г. школа завоевала 1 место в районном и 3 место в областном смотре на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной работы по развитию зимних видов спорта.
С 1998 по 2000 год –чемпионы района по кроссу.
Призеры соревнований по баскетболу, футболу, легкой атлетике в районе.
С 1998 года –победители районного туристического слета.
В 1999 году - чемпионы области по лыжному ориентированию. С 2000 года по 2003-призеры областных соревнований по лыжному ориентированию. В 2003 году в области 2-е место по лыжному ориентированию, троим учащимся Федякинской основной школы присвоен 3 взрослый разряд.
За эти годы подготовлено 25 спортсменов массовых разрядов, 31 чемпион района. Школа является базовой для формирования сборной района, которая не раз становилась победителем и призером областных соревнований.
2002год - 2-е место в районном туристическом слете
2003 год- 1-место в районных соревнованиях по волейболу, 1-место в районе по шашкам
В 2003 году 3-место в районной лыжной гонке,3-е место по шашкам.
2004 год – 3 место в первенстве области по лыжному ориентированию и технике лыжного туризма.
2007 год – 2 место в областных соревнованиях по шашкам.
С 2004 по 2007 год 14 учащихся школы – обладатели кубка района по спортивному ориентированию; 13 человек имеют юношеские разряды по спортивному ориентированию; 17 учащихся – участники областных соревнований, из них 13 – призеры области; 11 учащихся – чемпионы Рыбновского района по различным видам спорта в личном зачете.
Маруков Александр Валентинович является
· победителем районного этапа конкурса «Учитель года России– 2003»,
· 2 место в областном этапе конкурса «Учитель года России – 2003»,
· победитель конкурса лучших учителей в рамках ПНПО,
· руководитель районного методического объединения учителей физической культуры,
· член районной экспертной группы по аттестации учителей на первую квалификационную категорию.
Опыт работы Марукова А.В. по лыжному ориентированию использует в своей работе учитель Костинской средней школы Шишова Ольга Алексеевна.
Обобщение опыта с обязательными приложениями.
Уровни обобщения |
Формы обобщения |
школьный |
· Выступление на школьной методической конференции по теме : «Здоровый образ жизни» · Проведение открытых уроков
|
муниципальный |
· Выступление на районном конкурсе «Учитель года России – 2003», · Мастер-класс на районном семинаре руководителей образовательных учреждений района (февраль 2004г.) · Выступление на августовской районной конференции (август 2006г.) · Мастер-класс на районном семинаре педагогов района, с целью диссеминации опыта учителя-победителя конкурса в рамках ПНПО (февраль 2007 г.) · ИПМ в районном банке ППО |
региональный |
· Выступление на областном конкурсе «Учитель года России – 2003» ( 2место) · Выступление перед студентами факультета физического воспитания РГУ · ИПМ в областном банке ППО |