ФИО учителя , место работы:
Маруков Александр
Валентинович, учитель физической культуры МОУ Федякинской основной
общеобразовательной школы
Наименование инновационного опыта:
Система организации
физического воспитания в условиях сельской малокомплектной школы
Сущностные характеристики опыта:
Актуальность
опыта состоит в том, что предложенная
система работы по физическому воспитанию обеспечивает повышение уровня индивидуального здоровья,
прежде всего – увеличение потенциала организма за счет формирования его
резервов, развития личностных качеств
для дальнейшего самоопределения и
самореализации в жизни.
Основные цели:
·
повысить
эффективность организации физического воспитания в условиях малокомплектной
сельской школы;
·
дать возможность
каждому ребёнку реализовать свои физический потенциал;
·
формировать у
учащихся потребность в здоровом образе жизни.
Система работы носит
комплексный характер и состоит из трёх
блоков:
·
уроки физической
культуры 3 раза в неделю;
·
внеклассная
спортивная деятельность (секции, спортивные соревнования, игры);
·
внешкольная
спортивная жизнь (районные, областные соревнования).
Ведущей педагогической идеей опыта является педагогика
сотрудничества учителя с учеником, выпускником школы, родителем по формированию
ценности здоровья и здорового образа жизни.
Реализуется она через личную
заинтересованность и мастерство учителя, систему работы, носящую комплексный
характер, учитывающую особенности школы, интересы учащихся.
Система работы основана на личностно - ориентированном подходе к ребёнку, учёте
его индивидуальных особенностей и возможностей, выражающиеся и реализующиеся
через занятия физкультурой и спортом.
Ценность данной системы работы состоит в том, что
занятия физкультурой и спортом при индивидуальном подходе дают детям радость и
способствуют их психофизическому развитию.
1. Более 80% уроков физической культуры проводится на
свежем воздухе. Такие занятия дают положительный эффект, повышают
работоспособность учащихся, несут максимальный оздоровительный и развивающий
заряд.
2. Двигательная активность в течение недели составляет
более 15 часов (в норме 7 - 12 часов) и складывается из следующего:
·
физкультурные
минутки и игры на переменах;
·
уроки физической
культуры;
·
спортивные
секции;
·
дополнительные
занятия по физической культуре.
Разработана авторская подпрограмма внедрения в уроки физической культуры
элементов летнего и зимнего спортивного ориентирования с младших классов. Зимой
в учебную программу наряду с лыжной включается конькобежная подготовка.
Школьный календарь соревнований насчитывает 38 различных видов лично -
командных соревнований:
I Из них 17 включены в
общешкольную Спартакиаду классов.
Результативность использования опыта для самого
победителя и для других участников образовательного процесса:
Комплексная
системная работа по физическому воспитанию даёт положительные результаты в
области охраны и укрепления здоровья учащихся, учителей и родителей.
Рациональная
организация двигательного режима, включение всех видов физкультурно-оздоровительной
работы, чередование их с учебными занятиями, обеспечивают высокий уровень
двигательной активности, повышают эффективность учебной работы.
При объеме двигательной активности более 15 часов в неделю у школьников
наблюдаются высокие показатели умственной работоспособности, повышение
адаптации к физическим нагрузкам, обеспечивается наряду с укреплением здоровья
активный отдых
Спорт не только укрепляет здоровье детей, но и
повышает школьную мотивацию. На уроках для каждого обеспечивается условия
успеха, учащиеся чувствуют себя легко и свободно и выполняют предложенные
учителем задания. Когда есть успех, есть хорошее настроение, а значит сохранено
психическое здоровье.
Дети гораздо реже болеют, легче переносят различные
простудные заболевания.
Пребывание детей на свежем воздухе более 80% времени закаляет
организм, повышает его устойчивость к
заболеваниям. В результате целесообразного сочетания учебной и
внеклассной работы по физической культуре у учащихся развиваются необходимые
физические качества - выносливость,
сила, ловкость, быстрота, координация движений, а также морально-волевые
качества - смелость, настойчивость и
другие.
Формированию ценности здоровья и здорового образа
жизни способствует реализация обучающих программ, проведение
здоровьесберегающей работы («Дни здоровья», «Зарница», спортивные праздники,
турниры и соревнования).
В сезоне 1999-2000 г.г. школа завоевала 1 место в районном и
3 место в областном смотре на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной
работы по развитию зимних видов спорта.
С 1998 по 2000 год –чемпионы района по кроссу.
Призеры соревнований по баскетболу, футболу, легкой
атлетике в районе.
С 1998 года
–победители районного туристического слета.
В 1999 году -
чемпионы области по лыжному ориентированию. С 2000 года по 2003-призеры
областных соревнований по лыжному ориентированию. В 2003 году в области 2-е место по лыжному ориентированию, троим
учащимся Федякинской основной школы присвоен 3 взрослый разряд.
За эти годы подготовлено 25 спортсменов массовых
разрядов, 31 чемпион района. Школа является базовой для формирования сборной
района, которая не раз становилась победителем и призером областных
соревнований.
2002год - 2-е
место в районном туристическом слете
2003 год-
1-место в районных соревнованиях по
волейболу, 1-место в районе по
шашкам
В 2003 году
3-место в районной лыжной гонке,3-е место по шашкам.
2004 год – 3 место в первенстве
области по лыжному ориентированию и технике лыжного туризма.
2007 год – 2 место в областных
соревнованиях по шашкам.
С 2004 по 2007 год 14 учащихся
школы – обладатели кубка района по спортивному ориентированию; 13 человек имеют
юношеские разряды по спортивному ориентированию; 17 учащихся – участники
областных соревнований, из них 13 – призеры области; 11 учащихся – чемпионы
Рыбновского района по различным видам спорта в личном зачете.
Маруков Александр Валентинович
является
·
победителем
районного этапа конкурса «Учитель года России– 2003»,
·
2 место в
областном этапе конкурса «Учитель года России – 2003»,
·
победитель
конкурса лучших учителей в рамках ПНПО,
·
руководитель
районного методического объединения учителей физической культуры,
·
член районной
экспертной группы по аттестации учителей на первую квалификационную категорию.
Опыт работы Марукова А.В. по лыжному ориентированию
использует в своей работе учитель Костинской средней школы Шишова Ольга
Алексеевна.
Обобщение опыта с обязательными
приложениями.
Уровни обобщения
|
Формы обобщения
|
школьный
|
·
Выступление на школьной методической
конференции по теме : «Здоровый образ жизни»
·
Проведение открытых уроков
|
муниципальный
|
·
Выступление на районном конкурсе «Учитель года
России – 2003»,
·
Мастер-класс на районном семинаре
руководителей образовательных учреждений района (февраль 2004г.)
·
Выступление на августовской районной
конференции (август 2006г.)
·
Мастер-класс на районном семинаре педагогов
района, с целью диссеминации опыта учителя-победителя конкурса в рамках ПНПО
(февраль 2007 г.)
·
ИПМ в районном банке ППО
|
региональный
|
·
Выступление на областном конкурсе «Учитель
года России – 2003» ( 2место)
·
Выступление перед студентами факультета
физического воспитания РГУ
·
ИПМ в областном банке ППО
|
|