Пятница, 17.05.2024, 11:26
Рыбновский районный информационно- методический центр по обслуживанию работников образовательных учреждений Рыбновский районный информационно- методический центр
по обслуживанию работников образовательных учреждений
Приветствую Вас Гость
Главная Сарычева Татьяна Васильевна Мой профиль ВыходРегистрацияВход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 101

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

ФИО учителя , место работы:

Сарычева Татьяна Васильевна, учитель географии МОУ Рыбновской средней школы № 3

 

Наименование инновационного опыта:

Система модульного обучения на уроках географии

 

Сущностные характеристики опыта:

Актуальность опыта состоит в том, что  система работы направлена на реализацию новой трактовки целей общего  и непрерывного образования-  от  знаний к формированию компетенций, которые позволят сформировать  у учащихся готовность к образованию на протяжении всей жизни что на старшей ступени  возрастает познавательная мобильность  учащихся, совершенствуется самостоятельность, самоорганизация  и самоконтроль,                      что  система  модульного  обучения  является перспективной на данном этапе и позволит, в дальнейшем, реализовать обучение по индивидуальным образовательным  программам.   

Цель:

- организовать преподавание географии  через использование элементов  модульного обучения, позволяющее  развивать познавательную самостоятельность, индивидуальные возможности и способности  учащихся.

Для достижения цели необходимо выполнение следующей задач:

  - разработать технологические карты уроков для учащихся 5-8 классов;

- подготовить модули, которые  включают четыре этапа:

1. анализ учебного материала;

2. постановка целей и определение планируемых результатов обучения;

3.разработка дидактического материала в виде модулей, проектирование деятельности преподавания и соответствующих «шагов учения», отвечающих возможностям учащихся.

4. проверка  созданного модуля  с целью уточнения реальных достижений  планируемым результатам.

Ведущей педагогической идеей опыта является педагогика сотрудничества. Реализуется она через личную заинтересованность и мастерство учителя, систему работы, носящую комплексный характер, учитывающую особенности  образовательного  учреждения и способности и возможности учащихся.

Ценность данной системы работы заключается в  ее вариативности, возможности выбора и, в дальнейшем, реализации обучения по индивидуальным образовательным  программам в связи с переходом на профильное обучение.

Система работы базируется на  принципах:

- культуросообразности;

- ориентации на развитие самостоятельной учебной деятельности обучаемых, стимулирование познавательной активности;

-максимально эффективное использование учебного времени, затрачиваемое  обучаемыми за  счет методически обоснованного построения модулей;

- изменение роли преподавателя  в процессе обучения , связанное с приоритетным осуществлением им функций проектирования учебного процесса, консультирования обучаемых, анализа результатов обучения и коррекции методики;

- ориентация образовательного процесса на заранее заданный обязательный уровень учебных достижений;

-систематическая проверка уровня усвоения содержания обучения в ходе изучения модуля;

- обоснованное сочетание индивидуальной  и групповой форм учебной деятельности;

- оптимизации учебного процесса, здоровьесбережения учащихся за счет того, что ученик получает возможность продвигаться в изучении модуля каждый своим темпом. 

Введение модулей в учебный процесс осуществляется постепенно. Удачно сочетается традиционная система обучения с модульной. В старших классах лекционная система вполне сочетается с модульной. Очень хорошо вписывается в данную систему обучения все методы, приемы и формы учебно-познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, в паре, в группах. Словом, модули можно вписывать в любую систему обучения и, тем самым, усиливать её качество и эффективность.

 Знакомство учащихся с модульными уроками  начинается с 5 класса на уроках природоведения. Постепенно таких уроков становится больше, ребята приобретают навыки работы с модулями на уроках. Разработаны технологические карты модульных уроков по темам:

-                     5 класс – «Беспокойная планета»

-                     7 класс – «Географическое положение материка»,

                        - «Природные зоны материков»;

-                     8 класс – «Климат России»;

Далее  представлена  модульная программа, разработанная по курсу «Экономическая и социальная география мира» 10 класс.

Программа состоит из комплексной дидактической цели (далее – КДЦ) и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели. Чтобы составить такую программу, прежде всего, необходимо выделить основные научные идеи курса. Затем структурировать учебное содержание вокруг этих идей в определённые блоки, после чего формируется КДЦ. Далее из КДЦ выделяются интегрирующие дидактические цели (далее – ИДЦ) и формируются модули. Совокупность решения этих целей и обеспечивает достижение КДЦ.

 

Результативность использования опыта для самого победителя и для других участников образовательного процесса:

Результативность.

 

1.                 По результатам анкетирования учащихся 10 класса  выявлено:

- однозначно положительное отношение к модульным урокам, только 0.9% из 52 опрошенных предпочли традиционные уроки;

- 9.2% не отдали предпочтение не одной из систем;

- 88.9% назвали благоприятными для себя модульные уроки.

 -отмечается комфортность учащихся на уроке.                                                                                                          по результатам анкетирования учащихся 10-х классов.

2.                 Результаты участия в олимпиадах.                                                                                                                                                    

Даны результаты  текущего учебного года (т.к.  ранее это была железнодорожная школа № 103).

Районная олимпиада

 по географии

(2005-2006г)

9 кл.

1 место

Князева Юля

10 кл.

1 место

Фурсов Евгений

Областная олимпиада

 по географии

(2005-2006)

 

2 место

Фурсов Евгений

3.                 Традиционно, учащиеся 10-х классов выбирают для сдачи экзамена - географию.

2002 год- из 40 – 28 учащихся

2003 год – из 44 – 24 учащихся

4.                Учащиеся показывают хорошие результаты по географии в конце учебного года.

                                                    



 


 

5.                 Результаты учащихся после изучения каждой темы. Результаты заносятся в диагностическую карту.

 

Результаты изучения модулей в 10-б классе (2005 – 2006г)

        

 

6. У учащихся постепенно формируется возможность преобразования функции внешнего контроля управления по отношению к учебной деятельности  в самоуправление.

Условия результативности:

- творчество и профессионализм учителя;

- разработка технологических карт, модулей;

-создание условий для  эффективной работы со стороны администрации школы.

- оборудование  кабинета.

Сарычева Татьяна Васильевна

·        победитель районного этапа конкурса «Учитель года России – 2006»,

·        3 место областного этапа конкурса «Учитель года России – 2006»,

·        победитель конкурса учителей в рамках ПНПО,

·        член районной экспертной группы аттестации учителей на первую квалификационную категорию.

В других образовательных учреждениях Рыбновского района освоили и успешно применяют модульную технологию следующие учителя : Высоковская средняя школа – учитель истории Галанцева В.Н., Рыбновская средняя школа № 2 - учитель математики Рощина О.Ю., Рыбновская средняя школа № 1 – Мишина Н.Н.

Обобщение опыта с обязательными приложениями.

 

Уровни обобщения

Формы обобщения

школьный

Выступление на школьной методической конференции по теме : «Модульное обучение географии»

муниципальный

·        В январе 2006 года  Татьяна Васильевна принимала активное участие в подготовке школы к районному методическому фестивалю на тему «Проектная деятельность в образовательном процессе».

·        В августе 2006 года на районной учительской конференции Сарычева Татьяна Васильевна предложила вниманию учителей района интересную информацию по проблеме «Молодое поколение учителей – будущее российской школы».

·        В 2006 – 2007 учебном году учитель успешно работает над общерайонной методической темой «Технология использования активных и интерактивных методов обучения на уроках географии».

·        11 апреля 2007 года она дала мастер – класс на заседании РМО учителей географии  на тему «Формирование  в процессе обучения предметной коммуникативной компетенции».

·        24 октября 2007года Сарычева Т.В. дала мастер-класс на районном методическом семинаре по теме : «Модульное обучение».

·        Октябрь 2007 года выступление для участников курсов повышения квалификации учителей географии.

·        ИПМ в районном банке ППО.

региональный

1.      Выступление на областном этапе конкурса «Учитель года – 2006» ( 3 место)

2.      ИПМ в областном банке ППО.

Погода в Рыбном
Яндекс.Погода

Поиск

Важные ссылки

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Copyright РИМЦ УО и МП Рыбновского района © 2024