ФИО учителя , место работы:
Сарычева Татьяна Васильевна, учитель
географии МОУ Рыбновской средней школы № 3
Наименование инновационного опыта:
Система модульного обучения
на уроках географии
Сущностные характеристики опыта:
Актуальность опыта состоит в том, что система работы направлена на реализацию новой
трактовки целей общего и непрерывного
образования- от знаний к формированию компетенций, которые
позволят сформировать у учащихся
готовность к образованию на протяжении всей жизни что на старшей ступени возрастает познавательная мобильность учащихся, совершенствуется самостоятельность,
самоорганизация и самоконтроль, что система
модульного обучения является перспективной на данном этапе и
позволит, в дальнейшем, реализовать обучение по индивидуальным
образовательным программам.
Цель:
- организовать
преподавание географии через
использование элементов модульного
обучения, позволяющее развивать
познавательную самостоятельность, индивидуальные возможности и способности учащихся.
Для достижения цели
необходимо выполнение следующей задач:
-
разработать технологические карты уроков для учащихся 5-8 классов;
- подготовить модули, которые включают четыре этапа:
1. анализ учебного материала;
2. постановка целей и определение
планируемых результатов обучения;
3.разработка дидактического материала в
виде модулей, проектирование деятельности преподавания и соответствующих «шагов
учения», отвечающих возможностям учащихся.
4. проверка созданного модуля с целью уточнения реальных достижений планируемым результатам.
Ведущей
педагогической идеей опыта является педагогика сотрудничества. Реализуется она
через личную заинтересованность и мастерство учителя, систему работы, носящую
комплексный характер, учитывающую особенности образовательного учреждения и способности и возможности
учащихся.
Ценность данной
системы работы заключается в ее
вариативности, возможности выбора и, в дальнейшем, реализации обучения по
индивидуальным образовательным
программам в связи с переходом на профильное обучение.
Система работы
базируется на принципах:
-
культуросообразности;
- ориентации на
развитие самостоятельной учебной деятельности обучаемых, стимулирование
познавательной активности;
-максимально
эффективное использование учебного времени, затрачиваемое обучаемыми за
счет методически обоснованного построения модулей;
- изменение роли
преподавателя в процессе обучения ,
связанное с приоритетным осуществлением им функций проектирования учебного
процесса, консультирования обучаемых, анализа результатов обучения и коррекции
методики;
- ориентация
образовательного процесса на заранее заданный обязательный уровень учебных
достижений;
-систематическая
проверка уровня усвоения содержания обучения в ходе изучения модуля;
- обоснованное
сочетание индивидуальной и групповой
форм учебной деятельности;
- оптимизации
учебного процесса, здоровьесбережения учащихся за счет того, что ученик
получает возможность продвигаться в изучении модуля каждый своим темпом.
Введение модулей в учебный процесс осуществляется
постепенно. Удачно сочетается традиционная система обучения с модульной. В
старших классах лекционная система вполне сочетается с модульной. Очень хорошо
вписывается в данную систему обучения все методы, приемы и формы
учебно-познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, в паре, в
группах. Словом, модули можно вписывать в любую систему обучения и, тем самым,
усиливать её качество и эффективность.
Знакомство учащихся с
модульными уроками начинается с 5 класса
на уроках природоведения. Постепенно таких уроков становится больше, ребята
приобретают навыки работы с модулями на уроках. Разработаны технологические
карты модульных уроков по темам:
-
5
класс – «Беспокойная планета»
-
7
класс – «Географическое положение материка»,
- «Природные зоны материков»;
-
8
класс – «Климат России»;
Далее
представлена модульная программа,
разработанная по курсу «Экономическая и социальная география мира» 10 класс.
Программа состоит из комплексной
дидактической цели (далее – КДЦ) и совокупности модулей, обеспечивающих
достижение этой цели. Чтобы составить такую программу, прежде всего, необходимо
выделить основные научные идеи курса. Затем структурировать учебное содержание
вокруг этих идей в определённые блоки, после чего формируется КДЦ. Далее из КДЦ
выделяются интегрирующие дидактические цели (далее – ИДЦ) и формируются модули.
Совокупность решения этих целей и обеспечивает достижение КДЦ.
Результативность использования опыта для самого
победителя и для других участников образовательного процесса:
Результативность.
1.
По результатам
анкетирования учащихся 10 класса выявлено:
- однозначно положительное отношение к модульным
урокам, только 0.9% из 52 опрошенных предпочли традиционные уроки;
- 9.2% не отдали предпочтение не одной из систем;
- 88.9% назвали благоприятными для себя модульные
уроки.
-отмечается
комфортность учащихся на уроке.
по результатам анкетирования учащихся
10-х классов.
2.
Результаты
участия в олимпиадах.
Даны
результаты текущего учебного года
(т.к. ранее это была железнодорожная
школа № 103).
Районная олимпиада
по географии
(2005-2006г)
|
9 кл.
1 место
Князева Юля
|
10 кл.
1 место
Фурсов Евгений
|
Областная олимпиада
по географии
(2005-2006)
|
|
2 место
Фурсов Евгений
|
3.
Традиционно,
учащиеся 10-х классов выбирают для сдачи экзамена - географию.
2002
год- из 40 – 28 учащихся
2003
год – из 44 – 24 учащихся
4.
Учащиеся
показывают хорошие результаты по географии в конце учебного года.
5.
Результаты учащихся после изучения каждой
темы. Результаты заносятся в диагностическую карту.
Результаты изучения модулей в 10-б
классе (2005 – 2006г)
6. У учащихся
постепенно формируется возможность преобразования функции внешнего контроля
управления по отношению к учебной деятельности
в самоуправление.
Условия
результативности:
- творчество и профессионализм учителя;
- разработка технологических карт, модулей;
-создание условий для
эффективной работы со стороны администрации школы.
- оборудование кабинета.
Сарычева Татьяна
Васильевна
·
победитель районного
этапа конкурса «Учитель года России – 2006»,
·
3 место
областного этапа конкурса «Учитель года России – 2006»,
·
победитель
конкурса учителей в рамках ПНПО,
·
член районной
экспертной группы аттестации учителей на первую квалификационную категорию.
В других образовательных учреждениях Рыбновского
района освоили и успешно применяют
модульную технологию следующие учителя : Высоковская средняя школа – учитель
истории Галанцева В.Н., Рыбновская средняя школа № 2 - учитель математики
Рощина О.Ю., Рыбновская средняя школа № 1 – Мишина Н.Н.
Обобщение опыта с обязательными
приложениями.
Уровни обобщения
|
Формы обобщения
|
школьный
|
Выступление на школьной
методической конференции по теме : «Модульное обучение географии»
|
муниципальный
|
·
В январе 2006 года Татьяна Васильевна принимала активное
участие в подготовке школы к районному методическому фестивалю на тему
«Проектная деятельность в образовательном процессе».
·
В августе 2006 года на районной учительской
конференции Сарычева Татьяна Васильевна предложила вниманию учителей района
интересную информацию по проблеме «Молодое поколение учителей – будущее
российской школы».
·
В 2006 – 2007 учебном году учитель успешно
работает над общерайонной методической темой «Технология использования
активных и интерактивных методов обучения на уроках географии».
·
11 апреля 2007 года она дала мастер – класс на
заседании РМО учителей географии на
тему «Формирование в процессе обучения
предметной коммуникативной компетенции».
·
24 октября 2007года Сарычева Т.В. дала
мастер-класс на районном методическом семинаре по теме : «Модульное
обучение».
·
Октябрь 2007 года выступление для участников
курсов повышения квалификации учителей географии.
·
ИПМ в районном банке ППО.
|
региональный
|
1.
Выступление на областном этапе конкурса «Учитель года
– 2006» ( 3 место)
2.
ИПМ в областном банке ППО.
|
|