ФИО учителя , место работы:
Судакова Нина Васильевна,
учитель истории и обществознания МОУ Баграмовская средняя школа
Наименование инновационного опыта:
Музейная педагогика как
средство реализации краеведческого направления в учебно-воспитательном процессе
Сущностные характеристики опыта:
Актуальность опыта состоит в том, что создана система историко-краеведческого
образования, центром которого является музей. Исследовательская деятельность
учащихся, сбор информации, описание коллекций, оформление экспозиций дает
возможность использовать музейный материал в учебной программе по истории,
литературе, географии. Система работы включает в себя
·
Музейную педагогику
в начальной школе (1-4 кл.) Музейные уроки проводятся 1 раз в четверть,
программа «Мир народной русской культуры»
·
Краеведческие
уроки в рамках курса «История России»
·
Краеведческое
объединение «Поиск-экскурсовод»
·
Внеклассная и
внешкольная деятельность.
Экспозиция музея показывает историю села Баграмово с
древнейших времен до начала 21 века на
фоне истории Рязанского края, истории России.
Своеобразие технологии в том, что поставлена цель:
воспитание гражданина, патриота и указаны средства достижения этого – через
изучение родного края. Разработана модель изучения краеведения, выделены
следующие концентры:
·
Мой дом, моя
семья, моя родословная
·
Моя школа
·
Мое село,мой
город
·
История
района,области,края
·
Моя страна,моя
Родина
·
Человечество,истории,культура
Результативность использования опыта для самого
победителя и для других участников образовательного процесса:
Результативность.
1. Традиционно, 20-30 % учащиеся выбирают для сдачи
экзамена – историю и обществознание, уровень качества знаний на итоговой
аттестации – 90-100 %
2. Учащиеся показывают хорошие результаты по истори в
конце учебного года. За 2005,2006,2007 годы качество знаний выросло в 1.2 раза
и составило в среднем 74 %, степень обученности увеличилась в 1.3 раза и
составило 69 %. Качество знаний по обществознанию – 70 %, степень обученности –
79 %
3. Учащиеся школы успешно сдают вступительные экзамены по
истории и обществознанию в высшие
учебные заведения.
4. Ежегодно дети участвуют в районных и областных
предметных олимпиадах, районных областных и всероссийских краеведческих
конференциях. С 2001 по 2007 год по праву – 14 призовых мест, по истории – 8
призовых мест, 6 призеров областных краеведческих конференций, 5 победителей
Всероссийских краеведческих конференций.
5. Музей школы постоянно расширяется, оформлен новый зал,
посвященный уроженцу с. Баграмово Родзевичу. Музей явился основой воссоединения
родных И.М. Родзевича.
Результативность использования опыта для самого
победителя: Судакова Нина Васильевна
·
учитель высшей
квалификации,
·
победитель
конкурса учителей в рамках ПНПО,
Условия результативности
- творчество и профессионализм учителя;
- разработка технологических карт, модулей;
-создание условий для
эффективной работы со стороны администрации школы.
- оборудование
кабинета.
В других образовательных учреждениях Рыбновского
района освоили и успешно применяют
Обобщение опыта с обязательными
приложениями.
Уровни обобщения
|
Формы обобщения
|
школьный
|
1.
Проведение открытых уроков
2.
Выступление на школьном методическом фестивале
|
муниципальный
|
Мастер-класс
по теме: «Музейная педагогика как средство реализации краеведческого
направления в учебно-воспитательном процессе» февраль 2008 г.
|
региональный
|
·
Доклад
на тему : «Родзевичи :жизнь и судьба».Научно- практическая конференция
для учителей-краеведов, преподавателей вузов, научных работников «Рязанский
край: история, люди, события» РИРО, май 2001 г.
·
Областной Форум, посвященный 85-летию государственной системы (внешкольного) дополнительного
образования детей.
Круглый стол
«Развитие туристско-краеведческого профиля в дополнительном образовании
детей важнейший фактор
формирования патриота». РИРО, Ноябрь 2003
г.
·
Областная краеведческая конференция учащихся
«Рязанская земля.
История. Памятники. Люди». «Круглый стол» - обмен опытом. Тема доклада «Краеведение в школе:
содержание, формы и методы». Саженево.
Январь 2004 г
·
Научно-практическая
конференция для учителей-
краеведов,
преподавателей вузов, научных работников «Рязанский край: история, люди, события». Тема доклада: «волшебный порог
Баграмовской средней школы» (страницы
истории). РИРО. Май 2004
·
Научно-практическая
конференция в РИРО. Тема
доклада «Музейная
педагогика». Май 2005
г
·
Расширенное
заседание Совета по племенной работе с
орловской рысистой породой, посвященное
230 - летию орловской рысистой породы.
Тема доклада: «Конный завод Н. И. Родзевича в Баграмово. Э. Н. Родзевич
и конный спорт». Место проведения: ВНИИК. Январь 2006 г.
|
Печатные работы:
1) От юбилея к юбилею.
Из истории Баграмовской школы. Приокская
новь, 13 мая 1994 г., № 39-40.
2) Библиотечка
«Приокской нови» Служить своей совести.
Н.И. Родзевич. (1847-1921) Январь, 1998.
3) Приложение к районной
газете «Приокская новь»
- библиотечка
«Приокской нови». - «Учитель, воспитай
ученика, чтоб было, у кого потом
учиться». (Страницы истории Баграмовской школы), №69-70, 20 сентября 2002 г.
4)
Материалы
и исследования по рязанскому краеведению.
Сборник
научных работ, т.З,
Рязанский областной институт развития образования, Рязань,
2002 г. В разделе
«История» - Н.В. Судакова «Родзевичи: жизнь и судьба», стр. 92-
109.
5)
Материалы и
исследования по рязанскому краеведению,
т.8, Рязанский областной институт развития образования,
Рязань, 2005 г.
В разделе «Из истории учебных и
воспитательных заведений» - Судакова Н.В. «Страницы
истории Баграмовской средней школы Рыбновского района» - стр. 316-325.
6) Биографическая
статьи «Д. Гармаш», «И. М. Родзевич»,
«Н. И. Родзевич» в Рязанской энциклопедии, т. 1-2, Рязань, 2000 г.
|