Система работы Зиневич Марины
Анатольевны
на уроках русского языка
в классах компенсирующего обучения.
Классы компенсирующего обучения создаются
для обучения детей, относящихся к различным группам риска : группа
академического риска, группа социального риска, группа риска по состоянию
здоровья. Классы компенсирующего обучения были созданы в Рыбновской средней школе в 1994- 1995 уч.гг.
Они предусматривают :относительную
однородность состава учащихся в классе, меньшую наполняемость ( 13-16 человек),
наличие программы коррекционно - развивающей работы,
обучение детей в классах компенсирующего
обучения ведется по действующим программам, в учебный план вводятся специальные
лечебно-оздоровительные и коррекционно-развивающие занятия : индивидуальные и групповые занятия
с логопедом, психологом, три занятия физкультурой в неделю. организацию среды
жизнедеятельности ребенка на коррекционно -развивающей основе, рационализация
учебного процесса за счет резервов , скрытых в отборе содержания и
структурирования учебного материала, индивидуализация учебного процесса и
педагогическая диагностика начальных предпосылок школьной успеваемости и ее
основных содержательных характеристик.
Содержание опыта основано на изучении и
внедрении педагогического наследия Я. Коменского, А. Выготского, А. Макаренко,
Ю.К. Бабанского. Ведущей педагогической идеей опыта являются идеи
компенсирующего обучения Г.Ф. Кумариной.
Сущность опыта
состоит в обеспечении полноценного образования по русскому языку в соответствии
с минимальными требованиями к содержанию образовательных программ и в нормативные
сроки, сохраняя при этом физическое и
нервно-психическое здоровье учащихся, развивая психические процессы
Особенности содержания.
Под компенсирующим обучением
подразумевается система диагностических, коррекционных, методических ,
организационных мер, которые предпринимает школа для оказания
дифференцированной помощи нуждающемуся в ней ребенку на протяжении всего
периода обучения.
Активное усиление практической направленности
изучаемого материала. В ходе практической деятельности учащиеся под руководством учителя выводят теоретические обобщения. В классах
компенсирующего обучения дети с трудом удерживают в памяти формулировки правил,
пока не поймут их или пока у них не сложатся умения в применении этих знаний.
Поэтому после уроков-практикумов материал усваивается легче, удерживается в
памяти дольше, быстрее складываются необходимые умения в применении полученных
знаний.
При объяснении нового материала учитель
опирается на жизненный опыт ребенка, на
объективные внутренние связи в содержании изучаемого в рамках одного предмета и
других образовательных областей.
соблюдает объем и темп изучаемого материала с позиций полного освоения,
органично включает в содержание изучаемого
коррекционно - развивающий блок,
адаптирует содержание, очищая его от
сложности содержания и многообразия учебного материала,
доминирующим является перцептивное восприятие учебного материала,
использует опорные сигналы, алгоритмы, применяет комментированные
упражнения.
При
работе в классе учитель соблюдает следующие правила : Чтение вслух - на каждом уроке, учебный материал подается
небольшими порциями, много времени уделяется повторению, урок должен начинаться
и заканчиваться повторением.
Планирование и построение учебной работы с
учетом реального уровня развития , индивидуальных и возрастных особенностей
школьников. Учителем и психологом ведется глубокое изучение детей с целью
установления трудностей в учении, характера отклонений в развитии и определения
направлений коррекционной работы и правильной тактикой индивидуального подхода.
На уроках обязательна физкультминутка для профилактики нарушения зрения и
упражнения дыхательно-коррекционные по методике Коноваленко.
Включение в процесс обучения различных
форм фронтальной и индивидуальной помощи учащимся. ( стимулирующая,
направляющая, обучающая) Например, опоры различного типа ( от плаката-примера
на конкретное правило до опорного конспекта и обобщающей таблицы); алгоритмы;
указание правил; подсказка (намек) идеи; предупреждение о возможных ошибках;
разделение сложного задания на составляющие.
Оценка процесса и результатов учебной
деятельности по критериям относительной успешности. Главным объектом оценивания
становиться процесс деятельности; оценка результатов учебной
деятельности дается в форме содержательных оценочных суждений учителя, и при
этом изменяется основание, на котором оценка строится. Таким образом,
основанием в коррекционных классах становиться критерий относительной
успешности.
Использование качественного учета характера и результатов
обучения и воспитания ( тетради учета пробелов знаний, индивидуальные карты
развития учащихся)
|