В связи с введением нового образовательного стандарта всех волнует вопрос,
какие учебники соответствуют его требованиям. К сожалению, многие из моих
коллег-издателей уже сделали громогласные заявления о том, что их комплекты
учебников пол ностью соответствуют требованиям ФГОС, причем по всем уровням и
ступеням образования, хотя на сегодня утверждены только стандарты для начальной школы.
Посмотрим на эту проблему с норма тивно-правовой точки зрения. Экспертиза
учебников начнется 15 июня этого года. Процедура экспертизы не сколько изменена,
и если учебники основной и старшей школы будут по-прежнему экспертироваться на
соответствие стандартам 2004 года и обязательному минимуму содержания
образования, то учебники начальной школы будут грифоваться только в случае их
соответствия требованиям уже нового ФГОС. И здесь есть существенные инновации.
Главная из них состоит в том, что предметом экспертизы могут становиться не
только линии учебников, но и учебно-методические комплексы - в данном случае для
начальной школы. Это серьезное изменение, и означает оно следующее: предметом
экспертизы является совокупность учебников, учебно-методических комплектов или
предметных линий, которые обеспечивают реали ацию требований Федерального
государственного образовательного стандарта, а именно - основной образовательной
программы. Эта инновация Министерства образования и науки оказалась в
значительной степени неожиданной, поскольку несколько лет назад министерство
перестало принимать на экспертизу учебно-методические комплекты. Но жизнь
движется вперед, и в свете необходимости выполнять требования к реализации основной образовательной программы данное изменение становится понятным и
оправданным.
На подготовку к экспертизе учебно-методических комплексов требуется больше
времени, чем это дано сейчас. Сегодня учебные издательства решают, что
выставлять на экспертизу: учебно-методические комплексы или отдельные комплекты
и линейки. Я думаю, что процесс демократизации российской школы, который
значительно углубляется в связи с введением ФГОС, когда серьезно усиливается и
свобода, и ответственность школы за обеспечение реализации требований стандарта,
предъявляет новые требования к учебной литературе. Полагаю, что
учебно-методические комплексы в значительной степени помогут образовательным
учреждениям в решении задач, связанных с введением нового стандарта.
При формировании подходов к построению учебно-методических комплексов очень
важно определиться с тем, что такое учебно-методический комплекс, как его
структурировать, выстраивать на предмет соответствия требованиям стандарта.
Весьма существенный момент - отражение в комплексах задач духовно-нравственного
воспитания. Безусловно, учебно-методический комплекс должен отражать требования
к достижению предметных и метапредметных результатов, но с учетом того, что
системно-деятельностный подход является методологической основой построения
стандарта, он должен отражать и характеристики основных видов деятельности
ученика, в данном случае - на уровне учебных действий.
Предметом экспертизы является совокупность учебников, учебно-методических
комплектов или предметных линий, которые обеспечивают реализацию требований
Федерального государственного образовательного стандарта.
|